Концепция развития
цифровой экономики России
«Правительству Российской Федерации разработать совместно с Администрацией Президента Российской Федерации и утвердить программу «Цифровая экономика», предусмотрев меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации и её интеграции в пространство цифровой экономики государств – членов Евразийского экономического союза».
Владимир Путин
Президент РФ
Инициатива
Независимая экспертная группа, организованная как Фонд Развития Цифровой Экономики "Цифровые Платформы", подготовила проект предложений в Программу развития Цифровой экономики Российской Федерации.
Итоговый вариант документа получил название
"Концепция развития цифровой экономики России".

Это первый документ, который сформирован открыто, группой независимых экспертов, участвующих в мероприятиях, проводимых на различных открытых площадках, и выступающих по темам "Цифровая экономика" и "Цифровые платформы".
Предлагаем сместить фокус программы
«В данном документе мы не пытаемся предложить целостную концепцию развития Цифровой Экономики. Мы лишь предлагаем сместить её фокус и раскрываем те возможности, которые упущены официальными группами при разработке проекта программы.»
Цифровое ускорение
или цифровой катализатор экономического роста
Собственно цифровая платформа и есть катализатор экономики. Появление цифровой платформы в любой индустрии (Uber, airbnb, amazon, CAINIAO, SmartCAT, и т.д.) приводит к существенному сокращению трансакционных издержек и ускорению операционных циклов ее участников. Цифровые платформы задают новые профессиональные стандарты, развивают конкуренцию и формируют динамические рейтинги участников индустрий.

Структурирование огромных потоков данных и процессов в индустрии позволяет применять алгоритмическое регулирование и значительно упрощает задачи анализа и синтеза цепочек добавленной стоимости.
«Все, что может стать платформой – станет платформой. Это настолько невероятно убедительно: «платформенные» компании растут быстрее, учатся быстрее, быстрее адаптируются и так далее. Если вы не сделаете платформу, кто-то другой вас опередит.

Устаревшие институты должны понять, что у них действительно мало времени, чтобы принять этот путь. Потому что если они не делают этого, кто-то другой сделает это в их секторе экономики. Они могут начинать пилотные проекты и эксперименты самостоятельно, они могут говорить о своих проблемах и звать «конкурентов» попробовать посотрудничать с ними таким образом»
Робин Чейз
Основатель самой большой в мире каршеринговой компании Zipcar
Цифровые платформы, как новые "глобальные клеточки индустрий" в текущей промышленной революции уже доказали эффективность своей "юнит экономики". Мультиязычность и трансграничность позволяет быстро вовлекать пользователей со всего мира, сохраняя компании-оператору цифровой платформы принцип экстерриториальности. "Uber-изация" всех секторов - это естественный ускоряющийся тренд развития глобальной экономики.

В ближайшие 10 лет большинство индустрий переживут существенные преобразования (смена бизнес-моделей, смена лидеров, disruptive innovation и т.д.). Как и в предыдущих промышленных революциях социальные, экономические и геополитические последствия будут колоссальными.

Кто окажется победителем в этой "гонке"?
Какова в ней роль государств? Какова участь отстающих?
Лишь единицы ответили себе на эти вопросы, а уже наступает следующий этап "гонки" - конкуренция экосистем, интегрированных между собой цифровых платформ.
Владимир Румянцев
Председатель Фонда Цифровых Платформ
Крупнейшие глобальные венчурные фонды "Долины" инвестировали в десятки состоявшихся платформ. Собрав их в своих портфелях они пытаются добиться синергии от их взаимодействия.

Правительство Китая изначально не рассчитывает только на венчурную модель, а дополняет её госпрограммой "Интернет+" и политикой протекционизма для ускорения создания экосистем цифровых платформ в смежных индустриях.

Претенденты на победу в этой "гонке" прекрасно осознают, что в наступающей глобальной цифровой экономике, победит тот экономический контур, который быстрее всех вырвется вперед по количеству и качеству цифровых платформ, интегрированных в единую экосистему.
«Платформы – клетка третьей промышленной революции… [Платформы] придут на смену транснациональным корпорациям, которые были клеточкой второй революции»
Петр Щедровицкий
Российский методолог и политтехнолог. Президент фонда «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого». Член правления фонда "Центр стратегических разработок „Северо-запад“.
~ 2700 видов деятельности
По данным ОКВЭД 2
Объективно оценивая вышеизложенную ситуацию и сопоставляя её с предложенным проектом программы Правительства РФ по развитию Цифровой Экономики, эксперты Фонда Цифровых Платформ считают необходимым сфокусировать программу на:
Комплексе мер по ускоренному созданию Цифровых Платформ во всех индустриях и сферах жизнедеятельности, с последующим расширением на ЕАЭС.
KPI
Ключевой показатель эффективности
Создание минимум 1000 отраслевых (industry) Цифровых Платформ и интеграция их между собой в экосистему Цифровой Экономики к 2024 году.
Цифровые Платформы
необходимая инфраструктура

для каждой индустрии в эпоху цифровой экономики
МЫ ПРЕДЛАГАЕМ
комплекс мер, включающий
3 направления и 3 этапа.
Параллельные изменения в предложенных направлениях ускоряют создание отраслевых цифровых платформ.
ЗАКОНОДАТЕЛИ
первое направление
При принятии новых законов, регулирующих любую сферу жизнедеятельности, сделать обязательным создание Цифровой Платформы в этой сфере.
Всё предлагаемое регулирование должно делиться на период до появления ОЦП и последующее применение алгоритмического регулирования с учетом появления к определенному сроку Цифровой Платформы (пилоты 230-ФЗ, 40-ФЗ).
РЕГУЛИРУЕМЫЕ ЗАКУПКИ
второе направление
Общий объём регулируемых закупок (44+223 ФЗ) в 2016 г. > 45 трлн.руб.. Создание системы автоматической классификации всех регулируемых закупок позволит большинству индустрий страны оценить потенциал и динамику каждого конкретного рынка.

Создание маркетплейса малых регулируемых закупок позволит 370 000 закупщикам избавиться от бюрократии при закупке мелких партий товаров, а всем производителям и поставщикам страны существенно снизить трансакционные издержки, как на доступ к рынку регулируемых закупок, так и на поиск контрагентов.

Накопленные структурированные данные об отраслевом спросе из классификатора регулируемых закупок и данные от поставщиков маркетплейса малых закупок существенно снижают сложность создания каждой отдельной ОЦП.

В каждой из более 1500 категорий ОКПД 2 общий объём закупок превышает 1 млрд.руб. в год. В 70% подобных случаев рентабельно создавать цифровую платформу (G2B+B2B).
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
третье направление
Передача Государственных информационных систем (ГИС) в концессию по конкурсной процедуре.

В России >400 государственных информационных систем федерального уровня и >2000 регионального. По данным Счетной палаты РФ, на их поддержку ежегодно тратится 200 млрд.руб.. Передача ГИСов в концессию с учетом сохранения у государства регулирующих функций на создаваемых ОЦП, позволит снизить расходы бюджетов. Интероперабельность ГИСов позволит существенно сократить срок и стоимость создания любой ОЦП.
ТРИ КЛЮЧЕВЫХ ЭТАПА
реализации программы
Подготовительный
с 2017 по 2020
Эксперименты, пилотные проекты, подготовка недостающей инфраструктуры, обучение стейкхолдеров.
Производственный
с 2019 по 2023
Массовое создание Цифровых Платформ и их интеграция между собой в Экосистему Цифровой Экономики.
Интеграционный
с 2020 по 2024
Интеграция Экосистемы Цифровой Экономики России в цифровое пространство ЕАЭС с последующим расширением его экономического контура.

1
Первый, подготовительный этап
На подготовительный этап уйдет 2-3 года, в течение которых необходимо решить ряд задач.
  • Что?
    1. Маркетплейс регулируемых закупок
    Зачем?
    Создать маркетплейс малых регулируемых закупок товаров и автоматический классификатор всех регулируемых заказов, товаров работ и услуг, с открытыми API.
  • Что?
    2. Пилотные Цифровые Платформы
    Зачем?
    Провести пилотные внедрения нескольких Цифровых платформ для отработки:
    ● Процедуры "сборки" консорциумов, операторов
    ● Скорости перехода к транзакционным моделям монетизации ОЦП.
    ● Регулирования работы операторов ОЦП и эксперименты с "безотчетным" режимом, с использованием алгоритмического учета всех финансовых показателей деятельности оператора ОЦП и применением основного принципа "Юрисдикции доверия": "Прозрачность взамен на безотчетность."
    ● Нормирования и алгоритмизации отраслевых процессов на ОЦП.
    ● Обучения и мер вовлечения пользователей ОЦП.
    ● Правил использования данных с ОЦП.
    ● Жалоб, претензий, диспутов и правил формирования рейтингов участников ОЦП
    ● Управления скоростью развития функционала ОЦП.
  • Что?
    3. Мониторинг развития ОЦП в мире
    Зачем?
    Закрепить за профильными кафедрами ведущих ВУЗов страны ежегодный отраслевой мониторинг по развитию ОЦП в мире и организацию профильного обучения заинтересованных лиц.
  • Что?
    4. Акселерация операторов ОЦП
    Зачем?
    Запустить акселерационную программу для операторов ОЦП с возможным использованием отдельных "модулей" в существующих институтах и зонах развития ФРИИ, АСИ, РВК, Иннополис, Сколково и др.
    Фонд Цифровых Платформ под решение данной задачи планирует развивать "Акселератор цифровых платформ".
  • Что?
    5. Биржа данных
    Зачем?
    Создать Биржу Данных, которая обеспечит интероперабельность данных между ГИСами, ОЦП и другими цифровыми сервисами (в том числе непередаваемыми в концессию государственными информационными системами и реестрами по регистрации, идентификации и т.д.). В первые 2 года существования, Биржа Данных должна выполнить функции Регулятора данных из государственных информационных систем.
  • Что?
    6. План концессий
    Зачем?
    Разработать план концессий ГИСов и график создания ОЦП, с обязательным условием их ежегодного обновления.
  • Что?
    7. Межведомственная комиссия
    Зачем?
    Создать межведомственную комиссию во главе с профильным вице-премьер министром, ответственную за:
    ● Организацию конкурса концепций, представленных отраслевыми консорциумами на право концессий ГИСов.
    ● Утверждение плана концессий ГИСов.
    ● Контроль исполнения обязательств концессионерами ГИСов.

  • Что?
    8. Создание профильного Фонда
    Зачем?
    Сформировать Фонд как общественную экспертную организацию (далее Фонд), ответственную за:
    ● Архитектуру ЦЭ и постоянное уточнение плана развития ЦЭ.
    ● Проведение конкурсов и экспертизу концепций, представляемых консорциумами, претендующими на создание ОЦП с использованием структурированных данных по регулируемым закупкам.
    ● Контроль исполнения обязательств консорциумами и т.п.

  • Что?
    9. Инфраструктурные Платформы
    Зачем?
    Начать создание инфраструктурных платформ:
    ● ОЦП учета всех безналичных финансовых расчетов в РФ (RTGS, клиринг и т.д.).
    ● ОЦП всех видов и этапов логистических операций.
    ● ОЦП пространственных данных РФ.
  • Что?
    10. PR кампания
    Зачем?
    Провести PR кампанию с целью информирования всех заинтересованных лиц, экспертного сообщества и граждан РФ о финансовых результатов деятельности первых ОЦП.
Итоги первого этапа
  • Фонд
    Сформирован Фонд, ответственный за Архитектуру Цифровой Экономики.
  • Биржа данных
    Сформирована Биржа данных.
  • Акселерационная программа
    Запущена в работу Акселерационная программа для операторов Отраслевых Цифровых Платформ.
  • Обучение
    Налажена работа по переподготовке, повышению квалификации и обучению должностных лиц по теме ОЦП и ЦЭ.
  • Классификатор
    Создан классификатор регулируемых заказов.
  • Маркетплейс
    Запущен маркетплейс малых регулируемых закупок.
  • Концессия ГИСов
    Передано в концессию 10 ГИСов и запущено с их использованием 7 ОЦП.
  • 5 Отраслевых Цифровых Платформ
    Запущено 5 пилотных ОЦП с учетом алгоритмического регулирования.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Созданная инфраструктура, проверенные методики, опыт применения алгоритмического регулирования, а также существующие теоретические и практические результаты первого этапа позволяют перейти ко второму этапу развития, а именно к массовому созданию ОЦП.
Структурированные данные об отраслевом спросе из классификатора регулируемых закупок и упорядоченный актуальный товарный контент от поставщиков маркетплейса малых закупок, существенно снижают сроки и стоимость создания каждой ОЦП.

2
Второй этап
Этап массового создания ОЦП займет до 5 лет.
В каждом значимом сегменте регулируемых закупок и/или индустрии потребуется сформировать свой отраслевой консорциум для создания своей ОЦП.
  • Что?
    Стимулирование создания консорциумов
    Зачем?
    Провести серию маркетинговых мероприятий по стимулированию создания отраслевых консорциумов, претендующих на высокомаржинальный и высокотехнологический бизнес с максимальной капитализацией.
  • Что?
    Мероприятия по формированию консорциумов
    Зачем?
    Организовать массовое формирование консорциумов путем проведения отраслевых стратегических сессий с обязательным участием представителей Фонда и Биржи Данных.
    В состав отраслевого консорциума должны входить:
    - Отраслевые компании.
    - Отраслевые ассоциации.
    - Отраслевая наука.
    - Компании, специализирующиеся на производстве IT продуктов для отраслей данной индустрии.
    В состав отраслевого консорциума могут входить:
    - Операторы смежных ОЦП.
    - Другие участники (отраслевые СМИ и т.п.).

  • Что?
    Конкурсы отбора консорциумов
    Зачем?
    Проводить конкурсы по отбору консорциумов не реже 1 раза в месяц, с возможностью единовременного участия большого количества консорциумов. На конкурсе оцениваются представленные концепции предлагаемых к созданию ОЦП.

    Победившие консорциумы обязаны, не позднее 3 месяцев с момента победы:
    - Создать компанию-оператора будущей ОЦП, при этом доля в компании-операторе ОЦП у любого участника отраслевого консорциума должна быть менее блокирующего пакета (<25%).
    - Сформировать команду руководителей компании-оператора будущей ОЦП и обеспечить её участие в акселерационной программе по запуску ОЦП.

  • Что?
    Интеграция с Экосистемой ЦЭ
    Зачем?
    Фонду и Бирже Данных, обеспечить всем ОЦП возможность беспрепятственной интеграции в единую Экосистему Цифровой Экономики.
Итоги второго этапа
  • 1000 ОЦП
    Создано 1000 ОЦП, которые интегрированы между собой в единую Экосистему Цифровой Экономики (G2B+B2B+B2C+C2G).
  • Алгоритмическое регулирование
    Алгоритмическое регулирование стало эффективным дополнением нормативного регулирования и повысило исполняемость законов, госпрограмм, а также прослеживаемость использования бюджетного финансирования
  • Отраслевое обучение
    Произошло сближение образовательных и отраслевых стандартов за счет объединения учебной и производственной практики внутри ОЦП.
  • Система
    Системы квалификационного скоринга значительно ускорили процессы профессионального найма, дистанционной занятости, переквалификации и др.
  • Автоматизация
    Внутри ОЦП автоматизированы различные механизмы поддержки, льгот, субсидирования, кредитования, лизинга, объемов гарантированного сбыта, интервенций и т.п.
  • Оптимизация налогового регулирования
    Все компании-операторы ОЦП переведены на безотчетный режим. Все показатели их деятельности доступны ФНС и другим контролирующим органам через алгоритмический учет (т.к. вся их деятельность оцифрована и логируется).

    Данная возможность появится и в отношении самих участников ОЦП. Отмена налоговой отчетности повлечет пересмотр налоговой политики в сторону установления обязательных транзакционных платежей, что повысит собираемость налогов без увеличения налоговой нагрузки. В этом случае ОЦП могут стать налоговыми агентами различных типов бюджетов.

  • Модернизация отраслей
    Ускорятся темпы модернизации инфраструктуры в отраслях с тарифным регулированием минимум до 10% в год (без повышения тарифов) за счет снижения большинства трансакционных издержек.
РЕЗУЛЬТАТ: РОСТ ВВП РФ
С запуском каждых 100 ОЦП, темп роста ВВП РФ ускорится примерно на 2% ежегодно (2020=3%, 2021=5%, 2022=7%, 2023=9%, 2024=11%). Потенциальное увеличение производительности труда (УПТ) в каждой платформизированной индустрии будет рассчитано в концепциях с учетом снижения трансакционных издержек, ускорения операционных циклов и изменения системы разделения труда. Фактическое УПТ в этот период будет составлять не менее 10% в год.

3
«Нам необходим план «ГОЭЛРО-2». Сто лет назад всем было ясно, что электрификация позволит осуществить индустриальный прорыв. […]
Сегодня нам необходимо создавать цифровые рынки и формировать собственные цифровые платформы»
Тигран Саркисян
Председатель Коллегии ЕЭК
Третий этап
Расширение Экосистемы Цифровой Экономики России на цифровое пространство ЕАЭС
и усиление его интеграционного потенциала.
Цифровое пространство ЕАЭС
Для усиления интеграционного потенциала Евразийской экономической комиссии необходимо:
  • 1
    Отраслевые интересы
    Выработать механизм учета отраслевых интересов других стран и особенностей их регулирования на первых ОЦП, которые примут участие в формировании цифрового пространства ЕАЭС.
  • 2
    Механизм "подключения" к цифровому пространству
    Отработать комплекс мероприятий по недискриминационному "подключению" отдельных государств (целиком) к единому цифровому пространству ЕАЭС.
  • 3
    Цифровой экономический контур
    Разработать и начать реализовывать комплексную программу массового вовлечения других государств в оцифрованный экономический контур ЕАЭС
Расширение экономического контура ЕАЭС за счет вовлечения государств в Единую Цифровую Экосистему
Большинство стран мира не сможет самостоятельно в своем экономическом контуре создать сколь - либо значимую цифровую экосистему, что повлечет их дальнейшее отставание от лидеров цифровизации. Сократить нарастающее цифровое неравенство они смогут лишь, присоединившись к существующим цифровым экосистемам. Данное обстоятельство открывает возможность к интенсивному вовлечению новых стран участниц ЕАЭС.
РЕЗУЛЬТАТ
расширению экономического контура ЕАЭС до 20% GWP к ~ 2040 г.
ФАКТЫ И КЕЙСЫ
Мировая практика
Кейс
Материалы, дополняющие документ,
представлены на нашем канале в Ютуб.
Команда проекта
Эксперты, участвовавшие в разработке
  • Владимир Румянцев
    Автор концепции Цифровой экономики РФ
  • Александр Горбачев
    Соавтор
  • Айрат Гиниятуллин
    Соавтор
  • Вероника Базилевская
    Соавтор
  • -
  • Сергей Чернышев
    Соавтор
Сотрудничество с Центром цифровой экономики
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с условиями соглашения обработки персональных данных.